вторник, 4 июня 2013 г.

Сушите весла.

«Какая будет экономическая модель будущего – эксперты все еще  спорят, но неоспоримый факт, что прежняя – не работает... Рекламная модель медиа исчерпывает себя. Люди будут платить не за рекламу, а за доступ к нужной информации. Не говорю, что это произойдет завтра, но то, что рекламная модель медиа под угрозой – факт... Как работать в новых условиях? Больше ориентироваться на потребителя, который готов платить за контент», – отметил эксперт. (Борис Ложкин: Зарубежные компании могут поглотить украинские медиа)


С рекламной моделью Боря погорячился. Возможно, благодаря странной путанице в исследованиях, которые контентом называют и программы, и музыку, и новости, и тексты, и иллюстрации, и тэдэ. Я склонен думать что массовый информационный контент будет бесплатным для потребителей. Платная новость, прочитанная однажды, тут же становится бесплатной. Ласковые роботы RSS-агрегаторов с легкостью по мановению мизинца пользователя, будут сшивать бесплатные новостийные и любые контентные ленты из бесплатных потоков, заботливо заряжая их рекламой. Бесплатная жвачка всегда будет оплачена рекламой.

Платным сможет оставаться только специализированный контент и материалы «долговременного пользования» вроде музыки, программ и фильмов. Но даже здесь все драматически неоднозначно. Несколько тысяч посетителей в день на сайте «эксперта» в некоторой области обеспечат ему доход от рекламы достаточный, чтобы окупить индивидуальное производство контента. Символическая плата в пару долларов за скачивание романа или клипа обеспечит собственно создателям контента доходы большие, чем им в состоянии предложить нынешняя система дистрибуции. Критическим переломом, на мой взгляд, можно считать отказ Adobe от продаж лицензий в пользу продажи подписки по весьма демократичной цене, не критичной даже для профессионалов из из бедных стран.

Перемены, которые при этом неизбежны, состоят в том, что  все возвращается на свои места и для паразитических спекуляций в медиа остается все меньше места. После бумаги «Комсомольская правда в Украине» не нужна. Нужны материалы из Украины в «Комсомольской правде» и эти материалы не окупят содержание шоблы украинских менеджеров, секретарей, шоферов и акционеров. «Комсомольская правда» она уже не «в Украине», -- она во Вселенной.

С другой стороны, вымирание паразитов затронет весь рекламный «бизнес». Реклама теперь доставляется не посредством вываливания в помойки медиа, где адекватность аудитории оценивается лишь по результатам, как всегда «честных», и исключительно опосредованных исследований. Теперь какой-нибудь Гугл доставляет рекламу исключительно адресно и готов отчитаться в мельчайших деталях, о каждом, кому ее показал, -- география, возраст, состояние здоровья, привычки, профессиональные интересы и entertainment, лояльность к торговым маркам, в общем тотально все. И в связи с этим, рекламодателю абсолютно пофигу (ну, или почти абсолютно), как будет доставлена эта реклама, миллиону потребителей оптом через все ту же «Комсомольскую правду» или через миллион блогов домохозяек с аудиторией по 5 человек на каждый.

И, средства доставки, хе-хе. В старой модели медиа именно они делали возможными рекламный произвол, цензуру и неизбежную плату за доступ к информации. Все эти огромные и дорогие студийные и передающие комплексы, типографии, склады, транспорт, точки продаж. Это все там, в прошлом. Техническая часть информационного процесса стала глобальной и отделилась в особый бизнес, живущий по своим законам, позволяющий воспользоваться своими возможностями и достижениями абсолютно каждому и на абсолютно равных и прозрачных условиях при честной конкуренции. Монополии медиа-спекулянтов рухнули, или неизбежно рухнут, утрачивая материальный производственный фундамент. В новом мире  конкурентом  трансгаллактического медиахолдинга в борьбе за бабло, становится миллион домохозяек. При этом для гиперхолдинга это бабло жизненно необходимо, а для домохозяек является приятным, а может быть даже незаметным бонусом, что делает их совершенно неуязвимыми.
Таким образом вся борьба переносится исключительно в область качества, адекватности и трендовости контента, -- потребителю безразлично, кто его создает. Обнаружив это печальное обстоятельство, многие редакции ввели жесткие правила подписи материалов, запрещая авторам, например, указывать в качестве псевдонима любой активный ник на твиттере, не говоря уже о ссылках на собственные блоги и сайты. Редакции боятся конкуренции с собственными авторами. И здесь кровавые битвы на поле конвенций об авторском праве еще впереди.

Последний бастион редакций старого типа -- доступ к информационным поводам. Он остается достаточно дорогим и сложным для фрилансеров или практически невозможным для обывателей. Эта хрупкая твердыня, однако тоже под угрозой уничтожения. Новые медиа, продвигающие новые методы дистрибьюции контента, уже давно предлагают программы системной поддержки и помощи в аккредитации, наподобие Шаттеровской Red Crpet, а последний гвоздь в крышку гроба консервативных медиа забивает технический прогресс, стирающий разницу между профессиональным и любительским съемочным и записывающем оборудовании.

Баста, карапузики! Как бы не был могуч слон, его силы бессмысленны в борьбе с микробами. Битва старые медиа против образованного человечества уже проиграна старыми медиа, проедающими остатки феодально-спекулятивного бабла. Сушите весла или радикально меняйтесь, повернувшись лицом к людям, начиная уважать их привычки и пристрастия, их слабости и интересы. Добро пожаловать в мир непредсказуемых возможностей.