среда, 15 мая 2013 г.

Бейоглу, тыренное.


Украдено отсюда -- волшебный путеводитель по Стамбулу. Лучшее из всего, что есть по-русски. Ни за что бы не тырил, но нужно было собрать все так, чтобы с ебука было удобно пользоваться.

Заросший фиговыми деревьями высокий холм на северном берегу Золотого Рога, византийцы называли «Пера э Сика» (греч. Pera en Sykae инжировый сад на другой стороне). Начиная с V в., отделённое от центральной части города заливом, маленькое укреплённое поселение, за которым постепенно закрепляется название <strong>Галата</strong>, считалось предместьем Константинополя. Здесь с XVI в. строятся дворцы посольств иностранных держав поддерживающих дипломатические отношения с Османской империей. Позже вдоль центральной магистрали Пера улицы Гранд рю де Пера сооружаются большие красивые особняки богачей, крупные торговые центры пассажи, роскошные магазины и разнообразные увеселительные заведения.

Сильное европейское влияние сделало этот район, называемый правоверными мусульманами «городом неверных», самым урбанизированным в Стамбуле</a>. Визитной карточкой и символом округа Бейоглу (Beyoğlu) служит старая Галатская башня< один из наиболее заметных и посещаемых памятников Стамбула. А пешеходная улица Истиклаль, бывшая Гранд рю де Пера, пользуется огромной популярностью среди гостей города.

Англиканская протестантская церковь

Англиканская протестантская церковь в неоготическом стиле построена (арх. Джордж Эдмунд Стрит) в память о британских солдатах, принимавших участие в Крымской войне с Россией (1853-1856) на стороне Османской империи. Поэтому, её часто называют Кырым килисеси(Kırım Kilisesi – Крымская церковь). Для строительства храма (1858-1868) султан Абдул-Меджид I подарил Великобритании участок земли в Галате, а все камни, из которых построено само здание, англичане привезли в Стамбул с острова Мальта. Из-за сокращения числа прихожан закрылась (1971), но через 20 лет в ней снова возобновили религиозные службы. Сейчас это центральная англиканская протестантская церковь Стамбула, находящаяся под управлением администрации Епископства Гибралтара.

İngiliz Protestan Kilisesi
м. Tünel, Galip Dede Cad, Serdar-i Ekrem Sok., 83, Tünel

Арабская мечеть

До завоевания Константинополя здесь находилась церковь Св. Павла и Доминика, основанная монахами-доминиканцами в конце XIII в. на месте руин древней византийской базилики. В 1475 г. церковь по распоряжению султана Мехмеда II превратили в мечеть. Это практически единственное религиозное сооружение в этом районе города, преобразованное в мечеть после османского завоевания. Мечеть стали называть Арабской после того, как мавры, бежавшие из Андалуcии в Стамбул от преследований испанской инквизиции (1492), начали селиться рядом с ней. Высокую квадратную колокольню церкви превратили в минарет. На протяжении прошедших веков здание не раз перестраивали и реставрировали, но на обычную мечеть оно всё равно походит мало. Во время реставрационных работ (1913) в Арабской мечети были обнаружены надгробные плиты с эпитафиями и эмблемами, принадлежащие венецианским и генуэзским купцам. Сейчас их можно увидеть в Стамбульском Археологическом музее.

Arap Camii
ост. трам. Karaköy, Kalyon Sok., Galata

Армянская католическая церковь Св. Троицы

Позади музея Пера на улице Истиклаль. стоит маленькая церковь Св. Троицы (1881) с крошечной колокольней на восточной стороне. Её архитектура напоминает скромные часовни ионических островов. Прежде церковь размещалась рядом с пассажем Carlmann, разрушенным в 1975 г. для того, чтобы уступить место 18-этажной стеклянной башне Odakule. Армянская католическая церковь Св. Троицы действует до сих пор, несмотря на малое количество армян-католиков живущих сейчас в этом районе.

Aya Triada Ermeni Katolik Kilisesi
м. Tünel, м. Taksim, İstiklal Cad., Perukar Çıkmazı, Tepebaşı

Армянская церковь Св. Григория Просветителя

Православная церковь с коническим куполом, отличающим её от других армянских церквей, построена в 1965 г. (арх. Бедрос Забьян). Её возвели вместо старой церкви Св. Григория (1431), стоящей немного севернее и разрушенной при расширении Kemeraltı Cad. (1958), соединяющей районы Каракёй и Топхане. Церковь Св. Григория Просветителя стала одной из немногих церквей, построенных в период Турецкой республики. Церковь — типичный образец армянской архитектуры с традиционной звонницей у входа. Интерьер помещения церкви, освещаемый через характерные узкие окна в соответствии с армянским стилем, украшен изразцами, принадлежавшими её предшественнице, и несколькими картинами.

Surp Krikor Lusavoriç Ermeni Kilisesi
ост. трам. Karaköy, Sakızcılar Sok., 3, Karaköy
тел. (212) 292 57 62

Бани Галатасарай

Бани Галатасарай стоят на пересечении Turnacibaşı Sok. и Capanoğlu Sok. По преданию сам султан Баязид II приказал построить здесь хамам ещё в конце XV в. Бани первоначально считались частью Галата Сарайы Эндеруну Хумайуну и предназначались для её учащихся. После реконструкции в 1715 г. бани Галатасарай, оформленные в стиле классического турецкого хамама, начали использовать как общественные. В течение почти 500 лет бани Галатасарай предназначались исключительно для мужчин и только в 1963 г. здесь открылась маленькая дополнительная женская секция. Последняя реконструкция здания, восстанавливающая исторический интерьер, завершилась в 2003 г. Бани Галатасарай обслуживают клиентов ежедневно: мужчин с 8.00 до 22.00, а женщин с 8.00 до 20.00.

Galatasaray Hamamı
м. Tünel, м. Taksim, Turnacibaşı Sok., 24, Galatasaray
тел. (212) 244 14 12, (212) 249 43 42

Бани Господина

Старинные стамбульские городские бани Господина (Ага Хамамы), постройка которых датируется 1454 г., состоят только из одного отделения, которое предназначено для женщин днем, а для мужчин — вечером и ночью. Летом здесь работает сауна. Входной зал – джамекан окружен галереей, соединенной с маленькими комнатами. В XIX веке выходящий на улицу фасад и джамекан полностью восстановили в типичном восточном стиле. Сегодня это самые старые бани в семте Чукурджума (и чуть ли не самые старые в городе), но, к сожалению, не самые ухоженные. Для мужчин хамам работает ежедневно, с 18.00 до 6.00. Женщины могут воспользоваться услугами бань Господина только с понедельника по субботу, с 9.00 до 18.00.
Ağa Hamamı
м. Tünel, м. Taksim, Turnacibaşı Sok., 66, Çukurcuma
тел. (212) 249 50 27

Большая мечеть Пийале-паши

Главной особенностью, привлекающей внимание к шестикупольной мечети Пийале-паши, стал её своеобразный архитектурный стиль, выделяющий это сооружение из всех стамбульских мечетей классического периода. Большой молитвенный зал (30,5х20 м) мечети перекрыт одинаковыми (диаметр 9 м) кирпичными куполами расположенными двумя параллельными рядами (по три в каждом). Внутрь мечети Пийале-паши ведут два входа, расположенные по обеим сторонам единственного минарета, беспрецедентно вырастающего прямо из середины широкой фасадной стены здания. Интерьер светлого (с четырьмя рядами окон различных форм и размеров) и просторного молитвенного зала мечети с двумя колоннами в центре украшает широкий изразцовый фриз, опоясывающий его между вторым и третьим рядами окон. Эти сине-белые изразцы изготовлены в прославленных мастерских Изника и украшены сурами из Корана превосходно выполненными каллиграфом Черкез Хасан Челеби (Çerkez Hasan Çelebi).
Не смотря на то, что мечеть Пийале-паши, считается принадлежащей к творческому наследию Синана, в ней явно прослеживаются архитектурные черты в большей степени свойственные османским многокупольным мечетям раннего периода. Например, таким как Старая мечеть
(Eski Camii) в Эдирне или мечеть Улу (Ulu Camii) в Бурсе. Обычно Синан, продолжая традиции византийских зодчих, стремился к созданию огромных центральных куполов. В его лучших работах (мечеть Наследника (1543–1548), мечеть Сулейманийе (1549–1557), мечеть Селимие (1566–1574) в Эдирне) центральный купол опирается на большие конхи, а вертикальная устремленность стоящих рядом минаретов гармонирует со стрельчатыми арками, украшающими здание. Остается только гадать, была ли мечеть Пийале-паши своеобразным творческим экспериментом великого мастера или в этом проекте он просто консультировал своего безвестного коллегу, подражавшего старинным традициям. Мечеть, сооруженная в 1573 году на средства каптан-паши (адмирал флота) Мехмеда Пийале-паши (1553-1577 гг.), входила в состав большого благотворительного религиозного комплекса — кюллие, построенного в портовом районе города Касымпаша (Kasımpaşa), известного в то время своим арсеналом и корабельными верфями, одними из самых больших в Европе XVI-XVII веков. Отсюда, наверное, и другое, менее распространенное название мечети — мечеть Терсане (tersane — судоверфь). Благотворительный комплекс, помимо благополучно дошедших до нашего времени мечети и восьмигранного мавзолея – тюрбе, включал в себя ещё религиозное училище (медресе), общественные бани (хамам) и обитель дервишей (текке).

Инициатор и спонсор строительства этого кюллие Мехмед Пийале-паша принадлежал к числу так называемых капы куллары (осм. kapı kulları – личный невольник султана). Он родился в маленькой хорватской деревушке Виганй (Viganj) на полуострове Пельешац (Pelješac). Мальчиком, попав согласно закону о девширме (осм. devşirme – «набор», система принудительного набора мальчиков из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы в качестве капы куллары) в дворцовую школу, размещенную в Эндерун Авлусу (Третий двор дворца Топкапы), он вышел из неё с титулом капыджи-баши (приближенный султана, использующийся для выполнения особых государственных и личных поручений) и получил должность санджак-бея (sanjakbey – правитель санджака, административной части вилайета) Галлиполи. В 1553 году султан Сулейман I (1520-1566 гг.) назначает Мехмед Пийале-пашу каптан-пашой, т.е. главнокомандующим всем флотом Османской империи.
Действуя совместно с находящимся на службе у султана отважным мусульманским корсаром Тургут Реисом новый каптан-паша одержал немало славных побед над «гяурами» (gavur – неверующий; у исповедующих Ислам презрительное название всех немусульман) на просторах Средиземного моря. Это и захват островов Эльба и Корсика (1544 г.), и опустошительные набеги на побережья Италии и Испании (1558 г.) и полный разгром флота Священной лиги у острова Джерба (1560 г.), рядом с побережьем Туниса. Особенно важной стала победа в битве у острова Джерба, которая на целое десятилетие (до битвы при Лепанто в 1571 году) сделала османов и мусульманских корсаров практически полными хозяевами Средиземного моря. Эскадрам Пийале-паши и Тургут Реиса (86 галер и галеотов) в этом сражении противостояла объединенная эскадра (54 галеры и 66 других судов) Священной Лиги (Испания, Папская область, Венеция, Генуя, герцогство Савойя, рыцари ордена Св. Иоанна) под командованием Джованни Андреа Дориа (Венеция), Жана де Ла Герда (Испания) и Дона Алваро де Санде (Испания). Сражение закончилось полным разгромом объединенной эскадры (30 галер потоплено, 9000 убитых) и бегством Джованни Андреа Дориа, а Пийале-пашу с пятью тысячами пленных, среди которых был и Дон Алваро де Санде, встретили в Стамбуле ликующие толпы.
Довольный Сулейман I осыпал победоносного каптан-пашу милостями и отдал ему в жены свою внучку Гевхерхан Султан (Gevherhan Sultan), дочь будущего султана Селима II (1566-1574 гг.). Это, через пять лет, наверное, помогло Пийале-паше избежать опасных для жизни крайностей высочайшего гнева, после неудачного штурма Мальты. В 1565 году Сулейман I принял решение овладеть крепостью на этом острове, принадлежащей рыцарям ордена Св. Иоанна — Мальтийским рыцарям. Однако несколько месяцев штурма хорошо укрепленной цитадели многочисленным мусульманским войском (более 30 000 чел.) под командой адмирала Пийале-паши, военачальника Лала Кара Мустафа-паши (Lala Kara Mustafa Paşa) и неистового Тургут Реиса, нашедшего свою гибель под стенами форта Сент-Эльм, окончились неудачей и огромными потерями. К счастью для уцелевших главнокомандующих султан милостиво объяснил поражение тем, что не он лично командовал войсками, осаждавшими Мальту, мудро заметив: «Только со мной мои воины могут познать радость победы!». Но через год Сулейман I умер, а Пийале-паша и Лала Кара Мустафа-паша завоевав (1570-1571 гг.) для Османской империи остров Кипр убедительно показали, что и под их командованием можно «познать радость победы». Правда, командование флотом в этой военной кампании беспутный султан Селим II по прозвищу Сархош (Sarhoş — Пьяница) поручил новому каптан-паше Мюэззинзаде Али-паше (Müezzinzade Ali Paşa) который, по отзывам современников никогда в своей жизни не управлял даже лодкой. Поэтому подлинным командующим османским флотом оставался Мехмед Пийале-паша, уже получивший к этому времени (1568 г.) высокий титул везира. Последней военно-морской операцией, в которой непосредственно принял личное участие Пийале-паша, стала высадка османского десанта (1573 г.) на побережье Апулии — самого восточного региона Италии. В 1578 году отважный османский адмирал и храбрый военачальник, много раз, смотревший в глаза смерти среди морских пучин и кровопролитных сражений, мирно скончался дома и навечно обрел свою последнюю тихую гавань в тюрбе рядом с мечетью Пийале-паши.
Büyük Piyale Paşa Camii
Kasımpaşa Zincirlikuyu Cad., No:252,
Kaptanpaşa Mah., Beyoğlu

Большой Раввинат Турции

После завоевания Константинополя султан Мехмед II ввел должность хахам-баши (иврит, haham — мудрец, турецк., başı — глава), обладавшего правом судить евреев, проживающих на территории империи, назначать местных раввинов и собирать подати. До сих пор еврейскую общину Турции юридически представляет главный раввин (хахам-баши), которому помогает религиозный Совет раввинов и группа адвокатов, решающих светские вопросы. Большой Раввинат, расположенный в бывшем квартале евреев-ашкенази, находится в здании синагоги, закрытой с 1950 г. Именно сюда необходимо обращаться для получения разрешения на посещение синагог Стамбула.

Türkiye Hahambaşlığı
м. Tünel, Yemenici Abdüllatif Sok., 23, Tünel
www.musevicemaati.com
тел. (212) 293 87 94

Воскресный базар Тарлабаши

Севернее генерального консульства Великобритании и немногое ниже полицейского участка Бейоглу, по направлению к Dolapdere Cad. находится популярный продуктовый рынок Стамбула – Тарлабаши Пазар Пазары. Многие сельские жители региона приезжают сюда продавать свежие продукты, выращенные в своих садах, на огородах и в подсобных хозяйствах, в том числе и вкусный домашний хлеб. Как явствует из названия (pazar – воскресенье), базар Тарлабаши собирается только по воскресеньям, время работы с 8.30 до 18.30
Tarlabaşı Pazar Pazarı
м. Tünel, Kalyoncu Kullugu Cad., Tarlabaşı

Галата Бедестен

Галата Бедестен одно из самых старых османских зданий оставшихся в бывшем генуэзском городе. Крытый рынок построен в эпоху султана Мехмеда II по образцу Ич Бедестена в Капалы Чарши. Это массивное кирпичное здание, покрытое 12 куполами, из которых до нашего времени сохранились только 9. Над входом в рынок закреплена мраморная пластина с тугрой Мехмеда Фатиха. Поэтому рынок получил второе название Фатих Чаршисы (Fatih Çarşısı — Рынок Фатих). Застроенная с двух сторон старинными (XVII-XVIII) домами европейского типа Perşembepazarı Cad., проходит мимо северного входа в Галата Бедестен и поднимается в гору прямо к Галатской башне. Время работы рынка – ежедневно, с 10.00 до 18.00.
Galata Bedesteni
ост. трам. Karaköy, Perşembepazarı Cad., Galata

Галатская башня

Построенная генуэзцами в 1348 году Галатская башня стоит на склоне холма, возвышающегося над водными просторами Золотого Рога, Босфора и Мраморного моря. Под названием Башня Христа (Christea Turris) она стала важной частью системы укреплений в XIV в. окружавших Галату. В фортификационные сооружения генуэзской цитадели кроме стен и башен входили ещё и крепостные рвы, о чём до сих пор свидетельствуют названия старых улочек рядом с башней Бюйюк Хэндек (Büyük Hendek – Большой ров) и Кючюк Хэндек (Küçük Hendek – Малый ров). Сильно пострадавшую во время землетрясения в 1509 г., Галатскую башню (высота 65 м, диаметр 16,5 м) восстановили и надстроили под руководством турецкого архитектора Хайреддина. После этого помещения на нижних этажах башни использовали как тюрьму, а с её верхней площадки специальные наблюдатели днём и ночью постоянно обозревали город. При первом появлении признаков огня или дыма в каком-нибудь районе они сильными ударами в большой барабан оповещали пожарных и горожан о возникшей опасности.
В XVII в. у Галатской башни появилось новое название — Хезарфен Кулеси (Hezarfen Kulesi – Башня Хезарфена). Это произошло после того, как отважный Хезарфен Ахмет Челеби, использовав верхний этаж этого здания как стартовую площадку, стал первым турецким воздухоплавателем. Забравшись на Галатскую башню и поймав в крылья попутный ветер, он перелетел Босфор, успешно приземлившись на площади Доганджилар в Юскюдаре. После реконструкции (1964-1967) верх Галатской башни закрыли конусообразной крышей, хорошо вписавшейся в интерьер старинного сооружения, а внутри установили два лифта, чтобы предложить усталым туристам менее утомляющую альтернативу крутому подъему по древней винтовой каменной лестнице. Этот памятник средневековой генуэзской архитектуры неизменно пользуется огромной популярностью среди многочисленных гостей города. Смотровая площадка на верху Галатской башни (137 м над уровнем моря) идеальное место для осмотра панорамы всего старого города (Суричи), Галаты, Пера, побережья Золотого Рога, азиатского берега Босфора и просторов Мраморного моря с далёкими Принцевыми островами. На двух верхних этажах башни, работают ресторан и кафетерий. Посетить Галатскую башню можно в любой день с 09.00 до 20.00. Входной билет стоит 10 TL (2009).
Galata Kulesi

Хезарфен Ахмет Челеби — турецкий Икар

Хотя историю воздухоплавания принято начинать с полета братьев Монгольфье в 1783 г., за полтора столетия до этого события турецкий ученый Хезарфен Ахмет Челеби (Hezarfen Ahmet Çelebi, 1609-1640 гг.) перелетел на самодельных крыльях через Босфор. За свои обширные научные познания он и получил свое имя, которое означало «тысяча наук» (эрудит). В 1638 г. Хезарфен решил устроить публичную демонстрацию своего нового изобретения. Забравшись на Галатскую башню и поймав в крылья попутный ветер, он перелетел Босфор, успешно приземлившись на площади Доганджилар в Юскюдаре. Это событие стало сенсацией в Османской империи. Восхищение Мурада IV, наблюдавшего за полётом смельчака с мыса Сарайбурну, не знало границ, но придворные советники и коварные улемы во главе с шейх уль-ислам вскоре заставили султана изменить свое мнение. Мурад IV дал Хезарфену кошелек золота и во всеуслышание объявил: «Этот человек ничего не боится и может сделать всё, что пожелает. Но присутствие таких людей в столице империи нежелательно». В результате, Хезарфена сослали в Алжир, где он вскоре и скончался в возрасте 31 года.
Сегодня небольшой частный аэродром на северном берегу озера Бюйюкчекмедже (примерно в 20 км к западу от аэропорта Ататюрк ) носит имя турецкого Икара – Хезарфена Ахмета Челеби (Hezarfen Havaalanı, www.hezarfen.com.tr).

Галатская обитель Мевлеви

Здание первого в городе текке (tekke – обитель) дервишей братства Мевлеви рядом с крутым спуском Yüksek Kaldırım Cad., известное под названиями Галата Мевлевихане (Galata Mevlevihane), или Кулекапы Мевлевихане (Kulekapı Mevlevihane), построено в 1491 г. Во главе Мевлевихане стал шейх Мехмед-деде, которого вскоре сменил Сафи Муса-деде. Члены братства носили тадж – высокий конусообразный колпак из белого войлока, длинную, до пят, белую рубаху без рукавов (танура), жилетку с короткими рукавами и широкий пояс. По пятницам в обители устраивали коллективный зикр (ритуал поминания, вызывающий у суфия состояние экстатического транса) и радение (сема) в честь Пророка. Первая деревянная обитель-текке сгорела во время пожара (1766), после чего дервиши возвели новую, дошедшую до наших дней и сейчас превращенную в музей. В честь шейха и поэта Галипа-деде эту обитель иногда стали называть Галип-деде Дергях (dergâh – монастырь дервишей). Здание текке построили в стиле типичных медресе с большим залом, комнатами дервишей, квартирой шейха (челеби), библиотекой, кухней, мавзолеями и другими сооружениями.
Реставрация и ремонт Галатской обители Мевлеви осуществлялись и при Селиме III, и при Махмуде II, и при Абдул-Меджиде I. После образования Турецкой республики Кулекапы Мевлевихане закрыли (1925-1965). Почти через полвека, после капитального ремонта (1967-1972), в здании текке открыли Диван Эдебияты Мюзеси (Divan Edebiyatı Müzesi – Музей литературы дивана, т.е. классической турецкой поэзии). В экспозиции небольшого музея представлены музыкальные инструменты, рукописи и ритуальные предметы, принадлежащие братству Мевлеви. В восьмиугольном деревянном зале, построенном в стиле барокко, в каждое последнее воскресенье месяца группа приверженцев суфизма исполняла ритуальный танец сема. На кладбище обители похоронены шейхи Мевлевихане (в том числе и Галип-деде), знаменитые музыканты, поэты и мыслители. Здесь находится и могила турецкого первопечатника Ибрагима Мутеферрика.
После завершения реставрации (ноябрь 2011 года) представление сема для туристов обещают проводить каждое воскресенье, начало в 16.00.
Galata Mevlevi Tekkesi
м. Tünel, Galip Dede Cad., 15, Tünel
тел. (212) 245 41 41

Европейский пассаж

Европейский пассаж, считающийся самым красивым пассажем Пера, соединяет Meşrutiyet Cad. и Hamalbaşı Cad. с Sahne Sok. на территории рыбного рынка Галатасарай. Длинное, узкое здание пассажа построил (1885) архитектор Д. Пулхер после пожара, опустошившего весь этот квартал в 1871 г. По замыслу архитектора Европейский пассаж в Бейоглу не только полностью копировал Парижский пассаж Шуазель (Passage de Choiseul), но даже, как и он выходил на бульвар Petit-Champs (сейчас Meşrutiyet Cad.). Коринфские капители внутри здания украшены прекрасными бронзовыми статуями, а изящные мостики соединяют внутренние галереи друг с другом. После длительной реконструкции и ремонта пассаж снова открыт (1990) для торговли. Европейский пассаж иногда называют Айналы Пассажи (Aynalı Pasajı – Зеркальный Пассаж) из-за обилия зеркал в его внутренних интерьерах. Рядом с Европейским пассажем в расположенном параллельно ему бывшем пассаже Креспен (Krespen Pasajı) находится букинистический рынок Галатасарай (Galatasaray Sahaflar Çarşısı). Здесь на двух этажах старого здания пассажа огромный выбор антикварных книг, пожелтевших от времени открыток и фотографий, виниловых пластинок и всяких других увлекательных вещей.
Avrupa Pasajı
м. Tünel, м. Taksim, Hamalbaşı Cad., Galatasaray

Имперский пушечный двор

Здание с многочисленными куполами и трубами, стоящее напротив фонтана Топхане, принадлежит бывшему литейному заводу, в течение более 450 лет производившему артиллерийские орудия для османской армии. Топхане (Tophane — пушечный двор, арсенал), давший название этому семту, построен (1453) в предместьях Галаты по указу Мехмеда II, сразу оценившего значение нового вида вооружения. Дошедшие до нашего времени цеха построили уже позже (1803), при султане Селиме III. Не используемые, но остающиеся в ведомстве министерства обороны, литейные цеха частично восстановили (1950), одновременно разрушив для расширения Meclis-i Mebusan Cad. стоявшие рядом армейские казармы. В 1998 г. здания Топхане передали Университету искусств Мимара Синана для организации центра художественного сотрудничества между турецкими и французскими университетами. При реставрации старых цехов стамбульские архитекторы попытались максимально сохранить их исторический стиль.
Tophane-i Amire
ост. трам. Tophane
Meclis-i Mebusan Cad., Kılıçali Paşa Mah., Beyoğlu

Индустриальный музей Рахми М. Коча

Индустриальный музей Рахми М. Коча, разместившийся напротив семта Балат, на северном берегу Золотого Рога, посвящён истории промышленности, транспорта и коммуникаций. Музей, основанный турецким миллионером, филантропом и коллекционером Рахми М. Кочем, открылся для посетителей (1994) в тщательно отреставрированных помещениях Ленгерхане (Lengerhane — литейный цех якорей), построенных при султане Ахмеде III. После покупки (1996) Рахми М. Кочем верфей Хаскёй (1861), принадлежащих ранее Османской морской компании Sirket-i Hayriye, и стоящих прямо напротив Ленгерхане, он также включил их в состав музея. Восстановленные и отреставрированные они открылись для посещения в 2001 году. Заметим, что второй политехнический музей Рахми М. Коча с 2005 года работает в Анкаре.
В экспозиции музея в Стамбуле представлены тысячи различных изделий (в основном из личной коллекции Рахми М. Коча) начиная с граммофонных иголок и заканчивая паровозом весом в 76 т. (Германия, 1913 г.). Все экспонаты размещены по нескольким разделам – транспорт (дорожный, морской, железнодорожный и авиационный), инженерия, средства связи, научные приборы, макеты и игрушки. К наиболее любопытным экспонатам музея относятся: паровое буксирное судно Liman-2 (Голландия, 1935, обслуживало порт Стамбула до 1990 г.), железнодорожный вагон (1866, Бирмингем) в котором султан Абдул-Азиз совершил тур по Европе в 1867 г., истребитель-бомбардировщик F-104 Starfighter, стоявший на вооружении Турецких ВВС (1974-1994), а также американская дизельная подводная лодка Thornback (SS-418), принимавшая участие в военных действиях против Японии (1945). На территории музея Рахми М. Коча находятся ресторан Halat (halat — канат) с блюдами средиземноморской кухни, типично английский паб Barbarossa и кафе Café du Levant, оформленное в стиле парижских кафе тридцатых годов. Стоимость входного билета – 10 TL (5 TL для учащихся), экскурсия на подводную лодку (по предварительной записи, дети до 8 лет не допускаются) обойдется еще в 5 (4) TL, а поход в планетарий – 5 (3) TL. Музей работает ежедневно: понедельник-пятница – с 10.00 до 17.00, суббота-воскресенье – с 10.00 до 19.00. Все изменения по ценам и расписанию работы смотрите на сайте музея Рахми М. Коча.
Rahmi M. Koç Sanayi Müzesi
Hasköy Yolu Cad., 27, Hasköy
тел. (212) 369 66 00, факс (212) 369 66 06

Каракёй

Южная прибрежная часть Галаты — Каракёй — старый портовый район, с причалами для пассажирских паромов и морским пассажирским портом, в котором швартуются белоснежные круизные лайнеры. В прошлом Каракёй особо славился обилием питейных и увеселительных заведений, расположенных рядом с причалами и не без успеха искушавших правоверных мусульман из всех районов. И сегодня этот семт славится своими небольшими кафе и рыбными ресторанами. Одним из популярных заведений среди иностранных туристов считается портовый ресторан Liman Lokantası [(212) 292 39 92, www.limanlokantasi.com], расположенный на третьем этаже здания морского пассажирского терминала. Сегодня Каракёй – это еще и крупный транспортный узел. Отсюда на скоростном трамвае через мост Галата можно попасть в «старую» часть города (Суричи — «внутри стен»), а на подземном фуникулёре Тюнель – на центральную улицу Пера – Истиклаль. От причала в Каракёе традиционные паромы доставляют пассажиров через Босфор в азиатскую часть города (в Юскюдар и Кадыкёй), а также в городские районы по берегам Золотого Рога.

Католическая церковь Св. Петра и Св. Павла

Церковь Св. Петра и Св. Павла — один из немногих средневековых католических храмов сохранившихся в Стамбуле. Когда в конце XV в. доминиканскую церковь Св. Павла и Доминика (XIV), по указу султана Баязида II преобразовали в мечеть (Арабская мечеть), то оставшимся без храма монахам-доминиканцам один венецианский дворянин выделил участок своей территории. Там, совсем рядом с Галатской башней, они построили (1535) маленькую деревянную часовню Св. Екатерины. Каменное здание, сохранившееся до нашего времени, возвели в 1841 г. швейцарские архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати. Церковь выполнена в форме базилики с четырьмя боковыми алтарями, и куполом небесно-синего цвета над хорами. Главная реликвия, хранящаяся в храме – икона покровительницы Константинополя Одигитрии (Путеводительницы) в серебряном окладе. Позади здания церкви Св. Петра и Св. Павла, рядом с остатками башен старых генуэзских городских стен сохранилось несколько могил мальтийских и французских семейств.

Aziz Pietro ve Paoli Katolik Kilisesi
ост. трам. Karaköy, Voyvoda Cad, Galata Kulesi Sok., 44, Galata

Мечеть Хандан-ага

Мечеть Хандан-ага, называемая также Кушконмаз Джами (Kuşkonmaz – птица не сядет), находится на берегу Золотого Рога в семте Хаскёй (округ Бейоглу). Ее возведение связано с именем некоего Хандан-аги (ага — в Османской империи титул военачальников, в том числе командира янычар, а также начальников некоторых групп придворных слуг), верно служившего султану Мехмеду Фатиху. Мечеть Хандан-ага датируется XV веком, но в ее интерьере позже была использована керамическая плитка из Изника (XVI-XVII века), а также плитка-майолика (XIX век). Цокольный этаж здания когда-то служил навесом для лодок, но после работ по мелиорации береговая линия была изменена. Мечеть Хандан-ага реставрировали в XVIII и XIX веках, а последний раз – в 1960 годах.

Handan Ağa Camii (Kuşkonmaz Camii)

Латинская католическая церковь Св. Антуана Падуанского

Строительство церкви началось в 1905 г. под руководством архитекторов левантийцев Джулио Монджере и Эдуардо де Нари. Базилика Св. Антуана Падуанского, основанная на месте бывшей часовни Св. Антуана (1831), торжественно открылась 23 августа 1913 г. Здание церкви, расположенное в центре большого внутреннего двора, построено из красного кирпича в итальянском неоготическом стиле. Попасть сюда с улицы Истиклаль можно через ворота между двумя жилыми доходными зданиями, построенными для финансовой поддержки церкви Св. Антуана. В правом углу двора памятник (2006) папе Иоанну XXIII (Анжело Джузеппе Ронкалли, 1881-1963) с надписью «другу турецкого народа». Базилика Св. Антуана Падуанского — крупнейшая католическая церковь Стамбула с большим числом прихожан. Богослужения в ней проводятся на итальянском, турецком и польском языках, а в боковой часовне собираются объединения маронитов и коптов католиков. Расписание месс можно посмотреть на сайте церкви.

Padovali Sent Antuan Latin Katolik Kilisesi
м. Tünel, м. Taksim, İstiklal Cad., 325, Galatasaray
тел. (212) 224 09 35
www.sentantuan.com

Латинская католическая церковь Св. Марии Драпери

Латинская католическая церковь построена орденом монахов францисканцев в 1678 г. Здание в 1831 г. отреставрировано после пожара под руководством архитекторов братьев Фоссати. Над большими железными воротами, выходящими на улицу Истиклаль, в нише стоит небольшая статуя Девы Марии. От ворот широкая лестница спускается в маленький каменный дворик перед фасадом церкви, на котором изображен св. Антуан. В церкви над алтарём из розового каррарского мрамора хранится чудотворная икона Девы Марии, подаренная (XVI) ордену богатой горожанкой Галаты Кларой Бертолой Драпери. На двух витражах апсиды, изображены Cв. Франциск и Cв. Клэр. Многочисленные надгробья XVIII-XIX вв. увековечивают память известных левантийских семей, благотворителей церкви и епископов. Латинская католическая церковь Св. Марии Драпери открыта ежедневно, кроме воскресенья, с 10.00 до 12.00 и с 14.00 до 16.00.

Latin Katolik Santa Maria Draperi Kilisesi
м. Tünel, İstiklal Cad., 431, Tünel
тел. (212) 224 02 43

Лестница Камондо

Лестница Камондо в Галате, соединяющая улицы Voyvoda Cad. (Bankalar Cad.) и Banker Cad., была построена в 1860 году на пожертвования богатой еврейской семьи банкиров испано-португальского происхождения Камондо. Они бежали от инквизиции сначала в Венецию, а затем перебрались в Стамбул. Самым известным представителем семейства был меценат и филантроп, «Ротшильд Востока», граф Аврахам де Камондо. Лестница Камондо считается ярким примером архитектурных стилей барокко и ар нуво, получивших широкое распространение в Стамбуле конца XIX столетия. Говорят, что это сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска стала не просто подарком городскому муниципалитету, а облегчила детям Камондо путь в школу, а взрослым представителям семейства – на работу, в банк. Кстати, необычные гексагональные очертания лестницы Камондо объясняются весьма прозаическим образом. Если ребенок поскользнется, спускаясь по ступенькам вниз, то скос будет препятствовать его дальнейшему падению.

Несмотря на свой почтенный возраст, лестница Камондо получила всемирную известность только в начале 60-х годов прошлого века, когда знаменитый французский фотограф, отец фоторепортажа и фотожурналистики, Анри Картье-Брессон (фр. Henri Cartier-Bresson, 1908-2004) буквально «обессмертил» ее в своих работах.

Kamondo Merdivenleri
Bankalar Cad., Banker Cad.

Мечеть Азапкапы Соколлу

Мечеть Азапкапы Соколлу, стоящую рядом с мостом Ататюрка, построил (1577-1578) архитектор Синан по заказу великого везира Соколлу Мехмед-паши (1506-1579). При её создании применён классический архитектурный приём, когда центральный купол сооружения опирается на полукуполы, гася, таким образом, распор и уменьшая давление на стены. Мечеть, к счастью уцелевшая при строительстве моста (1942), декорирована изразцами из мастерских Кютахьи. К северу от мечети Азапкапы Соколлу, расположен фонтан Салихи Валиде Хатун. А на другой стороне улицы — хамам Азапкапы Соколлу (Azapkapı Sokullu Hamamı) или как его ещё называют хамам Йешиль Дирекли (Yeşil Direkli Hamamı – баня с зелеными колоннами). Строительство этой мужской бани (XVI) тоже приписывается Синану. К сожалению, в результате реконструкции первоначальный облик здания не сохранился.

Azapkapı Sokullu Camii
авт. 46Н, 47, 61В. Tersane Cad., Haliç Tersanesi Karşisi

Мечеть Джихангир

Мечеть, построенная (XVI) Синаном, посвящена шехзаде (принцу) Джихангиру (1531-1553) сыну султана Сулеймана I и Роксоланы. Страшная смерть (1553) его брата Мустафы (сына Сулеймана от первой жены Махидевран), спровоцированная Роксоланой, так потрясла впечатлительного Джихангира, что он заболел и вскоре скончался. Скорбящий о своём несчастном горбатом сыне Сулейман поручил Синану воздвигнуть красивую мечеть в квартале, который до сих пор носит имя этого принца. Мечеть Джихангир, построенная великим архитектором, разрушилась в результате пожара и от неё до нашего времени ничего не сохранилась. На этом же месте по распоряжению султана Абдул-Азиза архитектор Саркис Бальян построил (1874) кубическое здание мечети в неоклассическом стиле с высоким куполом. Минарет, стоящий восточнее мечети Джихангир рядом с маленьким кладбищем, добавили уже в 1982 г.
Cihangir Camii
ост. трам. Fındıklı, Cihangir Yokuşu, 24, Cihangir

Мечеть Йералты

Мечеть с таким удивительным названием Йералты (yeraltı — подземная) размещается в подземном каземате, стоящей на берегу старой крепостной башни оборонительных укреплений Галаты. Эта башня использовалась в византийские времена для закрепления одного конца массивной металлической цепи, перегораживающей Золотой Рог. Зафиксированная на громадных балках и удерживавшаяся на поверхности воды деревянными брусьями-поплавками, цепь перегораживала залив, позволяя контролировать вход и выход кораблей в открытое море. Сохранившиеся фрагменты цепи сейчас можно увидеть в Археологическом музее Стамбула. Странный выбор места для создания мечети объясняется тем, что в подземных казематах крепости, использовавшихся как тюрьма, обнаружены (1640) останки мусульманских святых Абу Суфьяна и Амири Вахиби. Эти два правоверных слуги Аллаха погибли во время осады Константинополя арабами в VII в. На месте обнаружения святых реликвий сначала соорудили мавзолей, а в 1757 г. открыли мечеть, низкий каменный свод которой покоится на 54 массивных опорах. Гробницы почитаемых святых стоят рядом с михрабом в юго-западном углу мечети Йералты.

Yeraltı Camii
ост. трам. Karaköy, Kemankeş Cad., Karantina Sok., 20, Karaköy

Мечеть Кылыч Али-паши

Одну из самых старых мечетей квартала — мечеть Кылыч Али-паши, иногда называемую Топхане (Tophane Camii), в 1580 г. построил великий Мимар Синан. Кюллие мечети включает религиозную школу, фонтан, мавзолей-тюрбе и хамам. Здание мечети с центральным куполом, поддерживаемым четырьмя колоннами, представляет собой уменьшенную копию Собора Айа Софии. Внутренний двор окружён портиками с прекрасными образцами каллиграфии. Заказчик этой мечети по праву входит в плеяду самых прославленных корсаров XVI в., верно служивших султану и наводивших ужас на всё Средиземноморье.

Кылыч Али-паша родился (1519) в калабрийской деревушке в семье моряка, получив при рождении имя Джованни Галени. Отец мечтал видеть Джованни священником, но судьба распорядилась иначе. Попав в плен (1536) к пиратам знаменитого Барбароса Хайреддина-паши, Джованни принял Ислам и под именем Улуч Али вступил в ряды бесстрашного пиратского братства, находившегося под покровительством султана. Судя по всему, он нашёл своё призвание, так как очень скоро стал капитаном корабля, затем пашой Триполи (1565), а после завоевания Туниса — бейлербеем Алжира (1568), получив заслуженную репутацию самого отчаянного и удачливого пирата на всём африканском побережье Средиземного моря. Даже в проигранной морской битве вблизи Лепанто (Греция) лишь эскадра Улуч Али, сражавшаяся в составе турецкого флота, смогла отступить без значительных потерь, захватив при этом флагманский корабль мальтийских рыцарей. За этот бой султан присвоил ему почетное звание Кылыч (kılıç – сабля) и назначил Каптан-ы Дерья (Kaptan-ı Derya — Главный Адмирал) и бейлербеем Островов (1571). После этого, по принятому обычаю, Кылыч Али-паша попросил у султана место, для строительства на свои средства мечети. Как гласит легенда, недолюбливавший грубого и нагловатого морского волка Мурад III сказал: «Ты стал хозяином морей, вот и строй её в море» и выделил ему участок низменного побережья Босфора. Поэтому перед строительством мечети пришлось провести большой объем работ по поднятию уровня почвы. Кылыч Али-пашу похоронили (1587) в тюрбе рядом с мечетью, а его имя носят несколько кораблей турецкого ВМФ.
Kılıç Ali Paşa Camii (Tophane Camii)
ост. трам. Tophane
Kılıç Ali Paşa Cad., Kemankeş Karamustafapaşa Mah., Beyoğlu

!! Мечеть Макбуль Ибрагима-паши

Мечеть Макбуль Ибрагима-паши, датируемая 1536 годом, довольно живописно расположена практически на берегу Золотого Рога в семте Каракёй (Бейоглу). Возведение этого мусульманского храма с одним минаретом связано с именем первого великого везира султана Сулеймана Кануни – Ибрагима-паши, который выполнял обязанности садразама с 1520 по 1536 годы. Сей достойный господин получил несколько неофициальных титулов: Паргалы (Pargalı), поскольку был родом из города Парга, Греция; Френк (Frenk – западник) – за свои западные манеры, привычки и вкусы; Макбуль (Makbul – фаворит), потому что был другом детства своего хозяина. Кстати, последнее прозвище после казни великого везира местные острословы переиначили в Мактуль (Maktul – казненный). Ибрагим-паша был обладателем еще одного почетного титула – Дамат (Damat – зять), поскольку был женат на одной из сестер Сулеймана I — Хатидже Султан.

Легенда гласит, что султан поклялся не лишать жизни Ибрагима-пашу во время своего правления. Однако (не без участия очаровательной Роксоланы) обстоятельства сложились так, что султан был вынужден принять фетву (решение, основываемое на принципах Ислама и прецедентах мусульманской юридической практики), согласно которой мог отказаться от клятвы, построив мечеть в Стамбуле. Сулейман I объявил свое решение за неделю до казни и еще семь дней обедал с Ибрагимом-пашой наедине, давая ему возможность бежать или взять собственную жизнь султана. Позже, из найденных писем Ибрагима-паши, стало ясно, что он отлично осознавал сложившуюся ситуацию, но решил остаться до конца верным другу детства Сулейману. Во дворце, который некогда принадлежал Ибрагиму-паше, сейчас размещается музей турецкого и исламского искусства, а также музей кофе. Что касается самой мечети Макбуль Ибрагима-паши, то за время своего существования она неоднократно страдала от пожаров и реконструировалась.

Makbul İbrahim Paşa Camii
Feremeniciler Cad., Mahdum Meydanı No: 1
Karaköy, Beyoğlu

Большая мечеть Пийале-паши

Главной особенностью, привлекающей внимание к шестикупольной мечети Пийале-паши, стал её своеобразный архитектурный стиль, выделяющий это сооружение из всех стамбульских мечетей классического периода. Большой молитвенный зал (30,5х20 м) мечети перекрыт одинаковыми (диаметр 9 м) кирпичными куполами расположенными двумя параллельными рядами (по три в каждом). Внутрь мечети Пийале-паши ведут два входа, расположенные по обеим сторонам единственного минарета, беспрецедентно вырастающего прямо из середины широкой фасадной стены здания. Интерьер светлого (с четырьмя рядами окон различных форм и размеров) и просторного молитвенного зала мечети с двумя колоннами в центре украшает широкий изразцовый фриз, опоясывающий его между вторым и третьим рядами окон. Эти сине-белые изразцы изготовлены в прославленных мастерских Изника и украшены сурами из Корана превосходно выполненными каллиграфом Черкез Хасан Челеби (Çerkez Hasan Çelebi).

Не смотря на то, что мечеть Пийале-паши, считается принадлежащей к творческому наследию Синана, в ней явно прослеживаются архитектурные черты в большей степени свойственные османским многокупольным мечетям раннего периода. Например, таким как Старая мечеть (Eski Camii) в Эдирне или мечеть Улу (Ulu Camii) в Бурсе. Обычно Синан, продолжая традиции византийских зодчих, стремился к созданию огромных центральных куполов. В его лучших работах (мечеть Наследника (1543–1548), мечеть Сулейманийе (1549–1557), мечеть Селимие (1566–1574) в Эдирне) центральный купол опирается на большие конхи, а вертикальная устремленность стоящих рядом минаретов гармонирует со стрельчатыми арками, украшающими здание. Остается только гадать, была ли мечеть Пийале-паши своеобразным творческим экспериментом великого мастера или в этом проекте он просто консультировал своего безвестного коллегу, подражавшего старинным традициям. Мечеть, сооруженная в 1573 году на средства каптан-паши (адмирал флота) Мехмеда Пийале-паши (1553-1577 гг.), входила в состав большого благотворительного религиозного комплекса — кюллие, построенного в портовом районе города Касымпаша (Kasımpaşa), известного в то время своим арсеналом и корабельными верфями, одними из самых больших в Европе XVI-XVII веков. Отсюда, наверное, и другое, менее распространенное название мечети — мечеть Терсане (tersane — судоверфь). Благотворительный комплекс, помимо благополучно дошедших до нашего времени мечети и восьмигранного мавзолея – тюрбе, включал в себя ещё религиозное училище (медресе), общественные бани (хамам) и обитель дервишей (текке).

Мехмед Пийале-паша

Инициатор и спонсор строительства этого кюллие Мехмед Пийале-паша принадлежал к числу так называемых капы куллары (осм. kapı kulları – личный невольник султана). Он родился в маленькой хорватской деревушке Виганй (Viganj) на полуострове Пельешац (Pelješac). Мальчиком, попав согласно закону о девширме (осм. devşirme – «набор», система принудительного набора мальчиков из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы в качестве капы куллары) в дворцовую школу, размещенную в Эндерун Авлусу (Третий двор дворца Топкапы), он вышел из неё с титулом капыджи-баши (приближенный султана, использующийся для выполнения особых государственных и личных поручений) и получил должность санджак-бея (sanjakbey – правитель санджака, административной части вилайета) Галлиполи. В 1553 году султан Сулейман I (1520-1566 гг.) назначает Мехмед Пийале-пашу каптан-пашой, т.е. главнокомандующим всем флотом Османской империи.

Действуя совместно с находящимся на службе у султана отважным мусульманским корсаром Тургут Реисом новый каптан-паша одержал немало славных побед над «гяурами» (gavur – неверующий; у исповедующих Ислам презрительное название всех немусульман) на просторах Средиземного моря. Это и захват островов Эльба и Корсика (1544 г.), и опустошительные набеги на побережья Италии и Испании (1558 г.) и полный разгром флота Священной лиги у острова Джерба (1560 г.), рядом с побережьем Туниса. Особенно важной стала победа в битве у острова Джерба, которая на целое десятилетие (до битвы при Лепанто в 1571 году) сделала османов и мусульманских корсаров практически полными хозяевами Средиземного моря. Эскадрам Пийале-паши и Тургут Реиса (86 галер и галеотов) в этом сражении противостояла объединенная эскадра (54 галеры и 66 других судов) Священной Лиги (Испания, Папская область, Венеция, Генуя, герцогство Савойя, рыцари ордена Св. Иоанна) под командованием Джованни Андреа Дориа (Венеция), Жана де Ла Герда (Испания) и Дона Алваро де Санде (Испания). Сражение закончилось полным разгромом объединенной эскадры (30 галер потоплено, 9000 убитых) и бегством Джованни Андреа Дориа, а Пийале-пашу с пятью тысячами пленных, среди которых был и Дон Алваро де Санде, встретили в Стамбуле ликующие толпы.
Довольный Сулейман I осыпал победоносного каптан-пашу милостями и отдал ему в жены свою внучку Гевхерхан Султан (Gevherhan Sultan), дочь будущего султана Селима II (1566-1574 гг.). Это, через пять лет, наверное, помогло Пийале-паше избежать опасных для жизни крайностей высочайшего гнева, после неудачного штурма Мальты. В 1565 году Сулейман I принял решение овладеть крепостью на этом острове, принадлежащей рыцарям ордена Св. Иоанна — Мальтийским рыцарям. Однако несколько месяцев штурма хорошо укрепленной цитадели многочисленным мусульманским войском (более 30 000 чел.) под командой адмирала Пийале-паши, военачальника Лала Кара Мустафа-паши (Lala Kara Mustafa Paşa) и неистового Тургут Реиса, нашедшего свою гибель под стенами форта Сент-Эльм, окончились неудачей и огромными потерями. К счастью для уцелевших главнокомандующих султан милостиво объяснил поражение тем, что не он лично командовал войсками, осаждавшими Мальту, мудро заметив: «Только со мной мои воины могут познать радость победы!». Но через год Сулейман I умер, а Пийале-паша и Лала Кара Мустафа-паша завоевав (1570-1571 гг.) для Османской империи остров Кипр убедительно показали, что и под их командованием можно «познать радость победы». Правда, командование флотом в этой военной кампании беспутный султан Селим II по прозвищу Сархош (Sarhoş — Пьяница) поручил новому каптан-паше Мюэззинзаде Али-паше (Müezzinzade Ali Paşa) который, по отзывам современников никогда в своей жизни не управлял даже лодкой. Поэтому подлинным командующим османским флотом оставался Мехмед Пийале-паша, уже получивший к этому времени (1568 г.) высокий титул везира. Последней военно-морской операцией, в которой непосредственно принял личное участие Пийале-паша, стала высадка османского десанта (1573 г.) на побережье Апулии — самого восточного региона Италии. В 1578 году отважный османский адмирал и храбрый военачальник, много раз, смотревший в глаза смерти среди морских пучин и кровопролитных сражений, мирно скончался дома и навечно обрел свою последнюю тихую гавань в тюрбе рядом с мечетью Пийале-паши.
Büyük Piyale Paşa Camii
Kasımpaşa Zincirlikuyu Cad., No:252,
Kaptanpaşa Mah., Beyoğlu

Мечеть Кылыч Али-паши

Одну из самых старых мечетей квартала — мечеть Кылыч Али-паши, иногда называемую Топхане (Tophane Camii), в 1580 г. построил великий Мимар Синан. Кюллие мечети включает религиозную школу, фонтан, мавзолей-тюрбе и хамам. Здание мечети с центральным куполом, поддерживаемым четырьмя колоннами, представляет собой уменьшенную копию Собора Айа Софии. Внутренний двор окружён портиками с прекрасными образцами каллиграфии. Заказчик этой мечети по праву входит в плеяду самых прославленных корсаров XVI в., верно служивших султану и наводивших ужас на всё Средиземноморье.

Кылыч Али-паша родился (1519) в калабрийской деревушке в семье моряка, получив при рождении имя Джованни Галени. Отец мечтал видеть Джованни священником, но судьба распорядилась иначе. Попав в плен (1536) к пиратам знаменитого Барбароса Хайреддина-паши, Джованни принял Ислам и под именем Улуч Али вступил в ряды бесстрашного пиратского братства, находившегося под покровительством султана. Судя по всему, он нашёл своё призвание, так как очень скоро стал капитаном корабля, затем пашой Триполи (1565), а после завоевания Туниса — бейлербеем Алжира (1568), получив заслуженную репутацию самого отчаянного и удачливого пирата на всём африканском побережье Средиземного моря. Даже в проигранной морской битве вблизи Лепанто (Греция) лишь эскадра Улуч Али, сражавшаяся в составе турецкого флота, смогла отступить без значительных потерь, захватив при этом флагманский корабль мальтийских рыцарей. За этот бой султан присвоил ему почетное звание Кылыч (kılıç – сабля) и назначил Каптан-ы Дерья (Kaptan-ı Derya — Главный Адмирал) и бейлербеем Островов (1571). После этого, по принятому обычаю, Кылыч Али-паша попросил у султана место, для строительства на свои средства мечети. Как гласит легенда, недолюбливавший грубого и нагловатого морского волка Мурад III сказал: «Ты стал хозяином морей, вот и строй её в море» и выделил ему участок низменного побережья Босфора. Поэтому перед строительством мечети пришлось провести большой объем работ по поднятию уровня почвы. Кылыч Али-пашу похоронили (1587) в тюрбе рядом с мечетью, а его имя носят несколько кораблей турецкого ВМФ.
Kılıç Ali Paşa Camii (Tophane Camii)
ост. трам. Tophane
Kılıç Ali Paşa Cad., Kemankeş Karamustafapaşa Mah., Beyoğlu

Мечеть Топхане Нусретие

С самого начала своего правления султан Махмуд II безуспешно пытался реорганизовать корпус янычар в регулярную армию. Недовольные грядущими переменами и помнившие ещё те славные времена, когда они диктовали свою волю султанам янычары, перевернув свои огромные полковые котлы на Ат Мейданы (15 июня 1826), начали восстание. Узнав об этом, Махмуд II приказал вывести из казарм верные ему воинские части и со священным знаменем Пророка Мухаммеда, прискакал к мечети Султанахмед, где муфтий публично зачитал фетву, объявлявшую о роспуске корпуса янычар и полном истреблении всех, кто откажется этому повиноваться. Как султан и надеялся, его ультиматум был, с презрением, отвергнут. Тогда он приказал немедленно приступить к уничтожению восставших и пленных не брать. Основную массу янычар расстреляли почти в упор из пушек картечью прямо на Ат Мейданы. После этого началась облава по всему городу на всех, кому чудом удалось убежать с места расстрела. Верные султану солдаты врывались в дома даже тех, кто давным-давно оставил службу в корпусе янычар, и жестоко казнили их прямо на месте. На следующее утро собравшийся на срочное заседание Диван издал указ, в котором официально объявлялось о роспуске янычарского корпуса и даже запрещалось упоминать вслух это название. Принятый Диваном указ зачитали уже во время полуденной молитвы во всех мечетях Стамбула. В результате этой быстрой, жестокой и кровавой расправы страна избавилась от войска ставшего к этому времени практически неуправляемым. Впоследствии этот день получил название «Вакайа Хайыре» (Vakaya Hayıre — Благоприятное событие).

В 1822 г. Махмуд II начал строительство мечети неподалёку от Имперского пушечного двора (Топхане) на европейском берегу нижнего Босфора. Автором проекта стал Крикор Бальян, первый из плеяды придворных армянских архитекторов, построивших в течение следующих трёх десятилетий немало зданий для турецких султанов. Строительство мечети завершилось в 1826 г. вскоре после «Вакайа Хайыре». В ознаменование своего триумфа над янычарами, Махмуд II назвал её Нусретие (nusretiye — победная). Всякий раз, направляясь в летний дворец Бешикташ Сахиль Сарайы (Beşiktaş Sahil Sarayı — прибрежный дворец Бешикташ), стоявший в то время на месте дворца Долмабахче, он обязательно посещал новую мечеть, которая со своей мраморной террасой очень походит на дворцовый павильон. Мечеть Нусретие с большим куполом, украшенным прекрасными каллиграфическими работами и двумя высокими изящными минаретами — классический пример стиля османского барокко.

За мечетью, на Amerikan Pazarı Sok., находится Американ Чаршисы (Amerikan Çarşısı – американский базар) небольшой вещевой рынок, магазинчики которого торгую в основном недорогой одеждой неизвестных производителей.

Tophane Nusretiye Camii
ост. трам. Tophane
Meclis-i Mebusan Cad., Kılıçali Paşa Mah., Beyoğlu

Мост Галата

Первый мост в устье Золотого Рога построили в 1845 г. в период правления султана Абдул-Меджида I при непосредственном участии его матери Безм-и Алем (Bezm-i Alem – праздник мира). Cовременный мост Галата, уже пятый по счету, соединил Каракёй с Эминёню в декабре 1994 г. Длина этого двухэтажного сооружения составляет 484 м, а размер центрального разводного пролета – 80 м. Ширина деки (42 м) моста позволила выделить для движения в каждую сторону по три полосы, к которым позже добавили трамвайные пути. На нижнем этаже моста Галата расположена прогулочная зона и рестораны. Широкие пешеходные дорожки на втором этаже моста с утра до вечера заняты местными рыбаками, причем удочку здесь можно взять и напрокат (Рыбалка на мосту Галата).

!! Музей Невинности

В конце апреля 2012 года в Стамбуле, в семте Чукурджума (Бейоглу), открылся музей Невинности, созданный по инициативе лауреата Нобелевской премии по литературе Орхана Памука. Это событие несколько лет откладывалось из-за бюрократических проволочек. Музей расположился в старом доме (1897), где и был написан роман «Музей невинности» — об истории любви наследника богатой стамбульской семьи Кемаля к его бедной дальней родственнице Фюсун. Орхан Памук приобрел это здание у городского муниципалитета. В экспозиции музея собраны вещи, окружающие персонажей романа. Слегка стоптанные туфли главной героини Фюсун, немецкие часы-ходики девятнадцатого века, деревянная кровать, патефон, чернильница, солонка и даже та самая печальная фарфоровая собачка, которая стояла на комоде в комнате, где Кемаль и Фюсун занимались любовью.

Музей Невинности

Напомним, что главный герой романа Кемаль не может забыть свою возлюбленную Фюсун, собирает все связанные с ней предметы – чашку, из которой она пила чай, карандаш, которым она писала, сережку, которую она потеряла во время любовных ласк. Он выкупил дом, в котором выросла его возлюбленная, и превратил его в ее музей. Посетители могут увидеть даже 4213 окурков сигарет, которые выкурила Фюсун. Есть в музее Невинности и коллекция черно-белых фотографий Стамбула. Как написала одна из стамбульских газет «экспозиция музея отражает повседневную жизнь людей прошлого века и погружает посетителей в прошлый, навсегда ушедший мир до эпохи Интернета». Музей Невинности открыт ежедневно с 10.00 до 18.00 (в пятницу – до 21.00), кроме понедельника.

Masumiyet Müzesi
Çukurcuma Cad., Dalgıç Çıkmazı, No: 2,
Beyoğlu, Firuzağa Mah.

!!! Нарманлы Хан

Рядом с площадью Тюнель стоит внушительное светло-серое здание, бывшее ранее собственностью России. Построенное в стиле греческого барокко (XIX) оно предназначалось для размещения различных консульских служб Российской империи, а также помещений суда и тюрьмы для её подданных. Вскоре после революции в России здание продали (1923) и в нём, в течение десятилетий, находились студии нескольких известных стамбульских живописцев и писателей. Сейчас в Нарманлы Хане размещаются маленькие магазинчики, а здание, безусловно, нуждается в реставрации. Каждый, входящий в его заросший зеленью внутренний дворик изумляется количеству обитающих там кошек, а само здание благодаря этим симпатичным четвероногим зверькам получило второе название — «Кедилер пассажи» (Kediler pasajı – Кошачий пассаж).

Narmanlı Han
м. Tünel, İstiklal Cad., 390, Tünel

!! Пассаж Цветов

Здание Пассажа Цветов построил французский архитектор Клеант Занно в 1876 г. после большого пожара в Пера (1871). Заказчиком строительства стал стамбульский банкир, грек Христаки Зографос Эфенди. Построенный в виде латинской буквы L пассаж соединяет улицу Истикляль и Sahne Sok. на территории рыбного рынка Галатасарай. В пассаже находился цветочный рынок, но после его переноса (1930) к Египетскому базару здесь, под украшенным золотой лепниной потолком, размещаются открытые в 1950-х гг. рыбные таверны, кафе и бары, атмосферу которых весьма оживляет музыка и песни в исполнении турецких цыган. Цветочный пассаж, названный так из-за когда-то находившегося здесь Café des Fleurs (франц., «Кафе Цветов»), стамбульцы часто называют Пассажем Пера или Пассажем Христаки.

Çiçek Pasajı
м. Tünel, м. Taksim, İstiklal Cad., Galatasaray
www.tarihicicekpasaji.com

Площадь Таксим

Площадь Таксим — своеобразная граница между старыми кварталами Пера и новыми кварталами на севере города. Рядом с ней сосредоточены первоклассные отели (такие как Ritz Carlton, Ceylan Inter-Continental, Hyatt Regency Istanbul Hotel, Divan Oteli, Istanbul Hilton, Marmara Hotel), рестораны, мейхане, кафе и комбинаты питания типа McDonald’s, Pizza Hut и Burger King. Таксим Мейданы — крупнейший транспортный узел округа Бейоглу, здесь находятся остановки многочисленных автобусов, конечная остановка «ретро» трамвая и станция метро Taksim, а с 2006 года открыта линия поземного фуникулёра, связавшая её с пристанью Кабаташ на берегу Босфора. Площадь традиционно стала местом проведения военных парадов, различных культурно-массовых мероприятий, митингов, демонстраций и народных гуляний.

На юго-западном конце площади Таксим возвышается памятник Независимости. Начинающаяся неподалёку от него улица Истиклаль ведёт в исторический центр Пера к площади Галатасарай (Galatasaray Meydanı) и дальше к площади Тюнель (Tünel Meydanı). С севера к площади примыкает парк Таксим (Taksim Parkı) ,или как его ещё называют парк Гези (Gezi Parkı – парк прогулок), на востоке возвышается здание Культурного центра Ататюрк (АКМ), а на юге за большой греческой церковью Св. Троицы находится пешеходная зона лежащая между улицей Истиклаль и улицей Siraselviler и включающая живописные Abdullah Sok., Hocazade Sok., Çukurçesme Sok., Kuyu Sok., Meşelik Sok., Küçük Parmakkapi Sok. и Ipek Sok.

Само слово taksim в турецком языке означает «разделение». В названии площади оно появилось потому, что со времени правления султана Махмуда I и до конца XIX в. именно отсюда распределялась по кварталам Галаты и Пера вода, поступающая из источников Белградского леса. До сих пор на южной стороне площади, в самом начале улицы Истиклаль, сохранилось Таксим Максеми (Taksim Maksemi) — здание водораспределительной станции (1732 г.), место, где водные потоки сливались воедино для того, чтобы в дальнейшем равномерно распределиться по городским кварталам. Сейчас, после реконструкции, в помещении Таксим Максеми открыта (2008 г.) художественная галерея Таксим.

Еще одним результатом реконструкции стало то, что небольшая мечеть Таксим (Taksim Mescid Camii), стоящая рядом с Таксим Максеми, стала лучше видна с площади Таксим. Это только первая стадия реконструкции одной из самых знаменитых площадей города. В дальнейших планах Стамбульского муниципалитета перенос автобусных остановок от широких каменных ступеней, ведущих в парк Гези и объединение его с площадью Таксим в единую пешеходную зону. Но при этом общий архитектурный стиль площади, спроектированной в конце 1930-х годов талантливым французским архитектором Анри Простом (Henri Prost, 1874-1959 гг.), должен быть сохранён.

Taksim Meydanı
метро Taksim
Gümüşsuyu Mah. и Kocatepe Mah., Beyoğlu

Синагога Неве Шалом

Самая большая синагога Стамбула Неве Шалом открыта (1951) в перестроенном спортивном зале, стоящем рядом со школой (проект Э. Вентуос и Б. Мотола). Архитектурные особенности синагоги, украшающие ничем не примечательное здание — это, во-первых, купол, в котором висит огромная 8-тонная люстра, во-вторых, изготовленные в Англии из специального стекла витражи, и, в-третьих, прекрасная мраморная отделка стен. Вопреки своему очень мирному названию — Неве Шалом (иврит, Neve Shalom — Оазис мира), синагога неоднократно подвергалась террористическим нападениям (1986, 1992 и 2003). В 2003 г. террорист смертник из организации «Великий исламский фронт всадников Востока» подорвал заряд во время субботней молитвы, когда синагога была переполнена. Пострадало около 200 человек, из них 15 погибли. Власти Турции заявили, что рассматривают эту варварскую акцию как атаку против всей страны, а не только против еврейского сообщества. В память о трагическом событии в самом начале Büyük Нendek Sok., воздвигнут (2003) Памятник Мира (Barış Anıtı). Эта простая скульптура включает единственное слово — Barış (Барыш — мир) и напоминает, что в Стамбуле всегда жили в мире люди разных национальностей и религий. Атака против одного из национальных меньшинств, может только усилить солидарность между гражданами Республики.

Neve Şalom Sinagogu
ост. трам. Karaköy, Büyük Нendek Sok., 61, Galata
тел. (212) 292 03 86
www.nevesalom.org

!! Тюнель

Тюнель (Tünel) — бывший район евреев-ашкенази на крутом склоне холма между Галатой и Пера. Сейчас это стамбульский вариант Монмартра с уличными музыкантами, картинными галереями и маленькими кафе. Весь район и его центральная площадь получили название Тюнель, благодаря открытой здесь (1875) первой в континентальной Европе линии метро. В 1912 г. над станцией метро на Tünel Meydanı (площадь Тюнель) построили архитектурно невыразительное 7-этажное здание Метро Хан (Metro Han). Машинное отделение метрополитена с безобразной дымовой трубой (сохранившейся до сих пор) находилось напротив. На Tünel Meydanı выходит Пассаж Тюнель (Tünel Pasajı), образованный тремя пятиэтажными зданиями (1885), отреставрированными в 1990 г. Несколько шикарных антикварных магазинов и уютных кафе создали этому месту популярность. Через западный вход пассажа можно пройти к Большому Раввинату Турции, а его северный выход выводит на богемный Sofyalı Sok., популярный в среде местной интеллигенции и артистов. От Tünel Meydanı начинается и основная артерия Бейоглу — улица Истиклаль, ведущая к площади Таксим.

Улица Истиклаль

Центральная улица района Пера – Джадде-и Кебир (Cadde-i Kebir), или Гранд Рю де Пера (франц., Grand’Rue de Péra — Большая улица Пера), с 1923 года называется улица Истиклаль (İstiklal Caddesi — ул. Независимости). Само слово «Пера» (Péra) переводится с греческого как «над» или «за». И на самом деле этот район стал как бы дальнейшим расширением древнего генуэзского города Галата за его крепостные стены. Местность, занимаемая кварталом начала застраиваться только с XVI в., что делает его самым «молодым» из исторических центральных кварталов города. Хотя с точки зрения административного деления округа это не совсем верно, но название Пера до сих пор используется для обозначения всей области занимающей пространство между районами Тюнель и Таксим. Муниципалитет Бейоглу создал в районе Пера несколько пешеходных зон, специально предназначенных для туристов. Улица Истиклаль пересекает район Галатасарай и соединяет площадь Тюнель (Tünel Meydanı) с площадью Таксим (Taksim Meydanı).

Протянувшаяся почти на 3 км, пешеходная улица улица Истиклаль со своим ретро трамваем, бесчисленным количеством разнообразных магазинов, гостиниц, художественных галерей, кинотеатров, шикарных ресторанов, кафе и увеселительных заведений — одно из самых популярных туристических мест в Стамбуле. На улице Истиклаль и рядом с ней находятся здания бывших посольств (с 1923 г перебравшихся в Анкару), а сейчас консульств, многих европейских стран, таких как Россия, Франция, Великобритания, Германия, Греция, Швеция, Испания. Исторически здесь жили члены иностранных общин Стамбула, а начиная с конца XIX в., и представители крупной турецкой буржуазии и интеллигенции. Поэтому до сих пор в этом районе сохранились наиболее престижные учебные заведения города. Самая высокая репутация тут у элитного лицея Галатасарай, известного далеко за рубежами Турции, благодаря своей футбольной команде. Только на космополитической улице Истиклаль можно увидеть так много храмов, принадлежащих различным конфессиям и религиозным объединениям. Здесь также находится несколько десятков торговых галерей (пассажей) своей архитектурой напоминающих парижские и венские пассажи середины XIX века.

İstiklal Caddesi

!! Улица Невизаде

Улица Невизаде (Nevizade Caddesi)– одно из самых популярных мест в округе Бейоглу, где сосредоточены бары, мейхане, рыбные рестораны и небольшие ночные клубы. Следует иметь в виду, что под Невизаде часто понимают не только саму эту улицу, но и переулки, примыкающие к ней. Особенно много народа здесь бывает в выходные дни, хотя и в будни жизнь на Невизаде не затихает. Возможно, это и не самое лучшее место в Стамбуле, где рекомендуется поужинать, но уж точно – самое оживленное. Сюда приходят люди самых разных возрастов в основном с одной целью – хорошо провести время в компании друзей, совместив приятную встречу с легкими закусками, сопровождаемыми, в зависимости от настроения, ракы, вином или пивом.

Работают местные заведения обычно весь день до полуночи (например, с 10.00 до 02.00). Выбирая рыбу с витрины, перед заказом следует непременно осведомиться о цене. Основательная трапеза с морепродуктами, ракы или вином обойдется около 100 TL (2009 г.) на человека. Возможно, стоит остановиться на мясных блюдах, или вовсе ограничиться только закусками (мезе). По большому счету, во всех ресторанах выбор мезе и основных блюд различается не столь значительно. Из всего многообразия рекомендуется, например, на закуску взять «бейаз пейнир» (beyaz peynir – белый сыр), «пачанга бёреги» (paçanga böreği – пирожки с начинкой из бастурмы и сыра кашар), «кавун» (kavun — дыня), «сослу патлыджан салатасы» (soslu patlıcan salatası — салат из баклажанов в томатном соусе) и «йапрак долма» (yaprak dolma — фаршированные виноградные листья). В качестве основного блюда стоит попробовать «карышик эт ызгара» (karışık et ızgara – жареное мясное ассорти). В мейхане часто выступают музыканты, которые, играя национальную музыку, передвигаются от столика к столику по всему ресторану. Выслушав несколько композиций (не дав дружелюбно понять, что вы не фанат этого жанра), придется заплатить чаевые – бакшиш (10-15 TL). Целью первого визита на улицу Невизаде можно избрать одноименный ресторан Nevizade [тел. (212) 521 16 34, www.nevizaderestaurant.com], причем летом столик лучше попросить на террасе.

Если идти от площади Галатасарай по улице Истиклаль в направлении к площади Таксим, то прямо перед Пассажем Цветов надо свернуть налево, в переулок Sahne Sok., где начинается Рыбный рынок. Через примерно 100 м, первый поворот направо и будет улица (а скорее, все-таки переулок) Невизаде (Nevizade Sok.). С другого конца на нее можно попасть если свернуть на Solakzade Sok. или Balo Sok. (на углу отделение банка Halkbank).

Фонтан Салихи Валиде Хатун

Сразу же после восшествия на трон Махмуда I его мать Салиха заняла в гареме дворца Топкапы положение Валиде Султан. Махмуд I оказался слабым и нерешительным правителем во всём полагавшимся на советы своей матери и начальника чёрных евнухов Хаджи Бешира-аги. Своеобразным памятником этому периоду турецкой истории остался пышно украшенный мраморный фонтан в стиле османского барокко, построенный (1732) по повелению Салихи Валиде Хатун и носящий её имя. Фонтан предназначался для украшения площади (занятой сейчас под автостоянку) перед мечетью Азапкапы Соколлу. Брошенный на произвол судьбы в течение долгого времени, самый знаменитый фонтан Галаты, не очень давно отреставрировали (1990), восстановив обрамляющие его мраморные украшения и скульптуры.

Saliha Valide Hatun Çesmesi
авт. 46Н, 47, 61В. Tersane Cad., Haliç Tersanesi Karşisi

Французская улица

Пешеходная зона открытая в 2004 г. позади лицея Галатасарай, занимает Cezayir Sok. и Cezayir Çıkmazı. Две маленьки улочки с тремя десятками домов, названные Французской улицей (Fransız Sokağı), полностью преобразились после тщательного двухлетнего ремонта, выполненного коллективом во главе с архитектором Мехмедом Ташдикеном (об. пл. ок. 9 тыс. кв. м, вмест. ок. 3 тыс. чел.). Всю пешеходную зону, вымостили брусчаткой по проекту французских архитекторов, а для освещения муниципалитет Парижа подарил мэрии Бейоглу точные копии угольно-газовых уличных фонарей, которые более ста лет назад освещали столицу Франции. Скрытые встроенные калориферы позволяют подогревать и использовать открытые пространства улицы даже в холодные дни. Крутые ступени, выложенные французской плиткой, ведут на Французскую улицу с Hayriye Cad., а с двух сторон улицы — фасады домов, выкрашенные через один в желтый и розовый цвета, вазоны с красными и белыми геранями, множество ресторанов, кафе, художественных галерей и магазинов. Стоящая на Французской улице абстрактная скульптура по замыслу создателей символизирует современное французское искусство.
Fransız Sokağı
м. Tünel, м. Taksim, İstiklal Cad., Galatasaray Meidanı, Çukurcuma
www.fransizsokagi.com

!!! Часовая башня Нусретие

Часовую башню Нусретие (Nusretiye Saat Kulesi) построили в семте Топхане на европейском берегу Босфора в 1848-1849 годах по прямому указанию султана Абдул-Меджида I. Она стала частью архитектурного ансамбля, включавшего к тому времени мечеть Топхане Нусретие и павильон Топхане. Архитектором часовой башни, выполненной в стиле нео-классицизма, выступил известный придворный архитектор Карапет Амира Бальян.

Трехэтажное сооружение с прямоугольным основанием поднялось на высоту 15 метров. Над его входом нанесена тугра султана Абдул-Меджида I — персональный знак правителя, содержащий его имя и титул. Оригинальный часовой механизм до наших дней, к сожалению, не сохранился. По некоторой информации, в конце XIX века на башне были установлены часы швейцарской фирмы Zenith, которая впоследствии прославилась высоким качеством своей продукции, получив в общей сложности более полутора тысяч первых призов за точность хода.

!!! Чукурджума

Семт Чукурджума лежит на южном склоне холма Пера между Джихангир и Галатасарай, в маленькой долине, переходящей на севере в район Топхане. Заброшенный, как вся Пера в 1940-1950 гг., с созданием в 2004 г. так называемой Французской улицы он опять становится популярным среди туристов. Исторически Чукурджума всегда славился как квартал антиквариата, в котором находились самые престижные антикварные магазины города. А подземные источники долины Чукурджума использовали для строительства городских бань, поэтому в маленьком квартале и его окрестностях находится несколько, пользующихся известностью среди туристов и местных жителей хамамов. Например, маленькая турецкая баня Кулхан Хамамы (Kulhan Hamamı) (XIX) всего с одним отделением, попеременно используемым мужчинами и женщинами, разместилась в северном конце Çukurcuma Cad. при её пересечении с Yeniçarşı Cad. Это типичная городская баня квартала. На Çukurcuma Cad. напротив мечети Чукурджума (Çukurcuma Camii, 1731, по заказу Ёмера-аги — казначея Махмуда I) находится ещё одна турецкая баня. Мужская Чукурджума Сюрахи Хамамы (Çukurcuma Sürahi Hamamı) (1831) состоит из джамекана (входного зала), харарета (парной) и галереи с комнатками для отдыха и массажа [м. Tünel, м. Taksim, Çukurcuma Cad., 57, Çukurcuma, тел. (212) 243 24 01, ежедн. 09.00-20.00, для мужчин]. Говорят, что эта баня пользуются большой популярностью среди представителей нетрадиционной сексуальной ориентации.