пятница, 18 марта 2016 г.

Пустая сверхдержава

Джинса -- это страшная сила. После героического бегства российских войск из Сирии, социальные сети атурально лопались от льщихся через края ссылок на европейские и американские публикации о том, какой эффективной и важной была российская операция в Сирии, как быстро и без потерь были достигнуты цели операции и вообще, что это была Великая Победа Великой России. Правда все эти публикации, не смотря на пафос были удивительно бледными по части аргументации и немножко очень сильно не состоятельными в части логики. Но зато из них можно было вставлять громкие, восхваляющие Россию цитаты, в переводе, естественно, и пипл хавал.

The Economist разродился своей статьей, ага, редакционной с постером на обложке. Нет сил не перевести ее для братьев по разуму, не читающих по-английски. Ну вот, плиз:

Пустая сверхдержава


Не дайте сделать себя дураками. Внешняя политика Владимира Путина рождается из слабости и создается для телевидения.



Ликующая толпа размахивала российскими флагами, возвратившихся домой летчиков встречали девушки в традицонных костюмах со свервыпеченным хлебом и солью.Судя по телевизионной картинке Владимир Путин на эой неделе одержал выдающуюся победу в Сирии. После неожиданного заявления о завершении военной кампании, Путину приписывали решающую роль  в прекращении огня и успехе мирных переговоров. Он спасал режим своего сожюзника Башара Асада, демонстрировал силу, невзирая на жизни гражданских лиц. Он нанес удары, рассеивающие сирийских беженцев среди своих врагов, в странах Евросоюза. Он перехитрил Барака Обаму, который до сих пор не может понять смысл чудовищной гражданской войны в Сирии, опасность, которую она представляет для Америки и ее союзников на Ближнем Востоке.

Между тем, присмотревшись можно заметить, что обеда России совершенно пустая. Исламское Государство осталось на своем месте, мир хрупок, и даже оптимисты сомневаются, что переговоры в Женеве принесут результат. Намного важнее, что мистер Путин исчерпал ресурсы пропаганды.  Президент России создает волующие образы войны, чтобы убедить своих граждан, что их несчастная больная страна снова стала великой державой, сперва на Украине, а затем в небе над Алеппо. Главный вопрос для Запада теперь состоит в том, где он будет ставить свою следующую телевизионную драму.

Возродить величие России


Россия мистера Путина намного более хрупкая, чем он пытается ее представить. Экономика рушится. Рост цен на нефть после 2000 года, когда мистер Путин впервые стал президентом, обеспечивал ему 1,1 триллионадолларов нпредвиденных доходов от экспорта, которыми он мог распоряжаться как угодно. Но цены на нефть рухнули на три четверти от своего пика. Русским пришлось затянуть пояса из-за санкций, после того, как мистер Путин напал на Украину. Уровень жизни в России упал за прошедшие два года и продолжает падать. Средняя зарплата в России в январе 2014 года составляла 850 долларов, а через год уже 450.

Господин Путин теряет легитимность по мере того, как эономика России съеживается. Многие россияне вышли на улицы зимой 2011-2012 годов стала современным государством с демократическими выборами. Путин ответил на это аннексией Крыма, пообщеав восстановить величие России, он назвал распад СССР величайшей геополитической катастрофой двадцатого века. Часть его плана состояла в модернизации вооруженных сил и обновления вооружений на 720 миллиардов долларов, часть в использовании СМИ для тогого, чтобы превратить свою страну в крепость, осажденную врагами, часть в том, чтобы осуществлять вмешательства за границей.

Действуя на Украине и в Сирии он делал вид, что Россия выступает как равная своему главному противнику США. Эта идея не просто популярна среди простых россиян, но содержит в себе важный мессидж. Мистер Путин напуган тем, что Россия в ее ослабленном состоянии черезвычайно уязвима перед, как он полагает, вызовами Америки, стремящейся подорвать подобные режимы, используя язык универсальной демократии. И в Сирии и в Украинеон верил, что США причастны к свержению правительств, но не сумели контролировать хаос, который за этим последовал. Путин вмешался еще и для того, чтобы показать, что революции всегда терпят провал, опасаясь, что Россия может пострадать от революции.

До последнего времени его планы срабатывали. Обманутые прокремлевскими СМИ простые россияне были готовы поступться материальным благополучием ради национальной гордости. Рейтинг популярности Путина перевалил за 80%, что намного выше, чем у большинства западных лидеров. Но наркотический эффект авантюризма быстро спадает. За прошлый год доля избирателей, полагающих, что страна движется в правильном направлении сократилась с 61 до 51%. Аудитория устала от Украины и ей показали Сирию. Сирия достигла своего пика, рано или поздно жаждущая зрелищ аудитория потребует новх сюжетов. Украина снова застыла в ужасе.

Что это все может значить для Запада? До сих пор, пока по крайней мере Америка правильно понимает цели Путина. Осенью мистер Обама сказал, что Россия завязнет в Сирии. Недавно, выступая в Атланте он заявил, что использование военной силы это проявление слабости России, поскольку Путин не может доститчь своих внешнеполитических целей путем переговоров. Для Путина война является сомоцелью, она ведется, чтобы заполнить собой ленты новостей. Путин не завязнет в трясине Сирии, потому что Кремлю безразличны вопросы национального строительства.

Мистер Обама полагает, что России следует прекратить двигаться по пути неизбежного упадка. Путин, как капризный ребенок добивается внимания к себе США, в то время как мистер Обама рассчитывает на то, что региональные лидеры прекратят ассчитывать на американскую силу и начнут работать  вместе ради общего блага. Вакуум сотрудничества заполняется разрушительными слиами, такими как Исламское Государство, Иран или Россия, мечущаяся в поисках новых пропагандистсих сюжетов.

Таким образом Запад должен быть к этому подготовлен.Можно только приветствовать, что США укрепляет свои силы в Европе. Европейские члены НАТО должны проявить решимость и разместить войска в Прибалтике, для чего потребуется преодолеть сопротивление таких стран как Италия, которые видят в любом проявлении решимости стремление без необходимости спровоцировать Россию. И если возникают проблемы, ЕС и НАТО обязаны адекватно реагировать, чтобы не дать поставить под угрозу принцип коллективной безопасности, лежащий в основе НАТО.

Продолжение для Киева

 Самое большое испытание для Украины -- повышенное внимание со стороны России и то, что эта страна России так нравится. Если Украина сумеет стать успешным европейским говсударствос, она покажет россиянам путь к либеральной демократии. Если Украина окажется несостоятельной, это будет важным аргументом для Кремля, что у России свой особенный "ортодоксальный путь", что либеральная демократия не несет ля нее ничего хорошего.

К сожалению и ЕС и США устали от Киева. Вместо того, чтобы делать все, что от них зависит, они ждут, что украинские политики продемонстрируют, что способны проводить реформы сами по себе. Но это ошибка, необходимо оказывать финансовую и техническую поддержку, необходимо помочь искоренить коррупцию и нужно быть терпеливыми.


В конце концов падение экономики России ограничит агрессию. Но пока, вооруженный ядерными ракетами Путин изощряется, пробуя силы в старой добнорой советской сфере влияния. В последний год президентства Обамы свеженький после сирийского успеха Путин проверяет на прочность Запад в очередной раз.

The Economist