четверг, 15 ноября 2012 г.

Путешествие в Тибет

В фейсбуке пользователь Буддизм публекует дивные записки о путешествии в Тибет. Поскольку с материалами в фейсбуке порой происходит странное, я сложил его к себе в копилочку. Вот:

Амдо — Кхам
Я видел почти весь западный и центральный Тибет, когда ездил туда восемь лет подряд и понимаю его устройство, но проехав 4500 тыс. км по Амдо и Кхаму, я увидел совсем другую картину. Как Москва не показывает, что такое вся Россия, так и моя поездка открыла для меня много новых впечатлений о Тибете. 
Я видел тотально поглощенные тибетские города, которые уже не являются Тибетом, а прописаны уже как континентальный Китай, тридцатиэтажные дома, стоящие как столбы и уходящие в горизонт. Китайцы не справляются с контролем рождаемости, им негде жить. Уничтожено практически все в этих городах, надписи и вывески на тибетском языке совсем исчезли. Но я видел также в пригородах прекрасно организованные маленькие поселения вокруг тибетских монастырей, где все устройство похоже на Тибет. Чиновники, управляющие территориями, очень разные, - от тупых разгильдяев, жестко обращающихся с тибетцами до наместников, проводящих политику послабления в отношении тибетцев - там процветает буддизм, строятся монастыри, есть работа для тибетцев. Самая сильная школа в современном Тибете остается Гелуг, они-то и собирают тибетские поселения вокруг монастырей. Во многих гелугпинских монастырях стоят портреты Его Святейшества Далай ламы, я был просто потрясен этим, потому как в центральном и западном Тибете за фото можно угодить в тюрьму.
Я видел деревни Кхама, где везде идет интенсивная стройка, вообще весь Тибет - это непрекращающаяся стройка. Строятся дороги, жилые комплексы, магазины и монастыри. Я думаю, что инвестиции в Тибет будут только нарастать, вот здесь я вижу главную проблему, потому как алчным чиновникам, контролирующим денежные потоки, при недостатке ума, важно лишь сохранить приток средств. Страх, ими движет страх потерять контроль за этими реками денег, вот отсюда и совершенно глупые законы и репрессии против тибетцев. Но повторюсь, это не везде, есть много мест, где проводится мудрая политика по поддержке буддизма и тибетцев. Я также видел город, который был полностью разрушен после последнего землетрясения, почти весь уже отстроен заново, ничего тибетского уже нет и в помине. По приезде в один из городков Кхама, был выдворен из отеля в полицейский участок для дачи личных показаний о цели поездки и проверки документов. Время было 23.00, проверка заняла 30 минут, обыска вещей не было.
Что потрясло меня больше всего из увиденного - город монахов вокруг монастыря Седа. Поселение монахов (20 тыс . домиков) на горах вокруг трех монастырей-школ. Это просто потрясающее место, где я собираюсь прожить в следующем году около недели или даже дней 10. Главный учитель этого места умер в 2009 году, тибетцы считают, что его отравили китайцы во время его официального визита в Пекин, сделав ему инъекцию якобы против его болезни. Сейчас там служит другой учитель и, по мнению тибетцев, очень хорош тем, что защищает это поселение всеми возможными средствами, мало того критикует всех китайских наместников открыто и эффективно, издает книги о том, как он видит будущее тибетской автономии и как китайцы должны относиться к природе вокруг. Но китайцы не терпят таких ярких личностей и постоянно устраивают провокации и проводят давление на поселенцев. Они уничтожили 2 тыс домиков монахов и запретили строительство новых домиков за пределами выделенной зоны. Чиновники запретили также строительство нового монастыря. Несмотря на все это монастырь Седа просто рай для буддиста, умиротворение и улыбки были вокруг меня, этого нельзя забыть. Мечтаю также о том, что вдруг получится построить здесь ретритный домик для практик, затеряться в этом месте очень просто.
Один из моих друзей, коренной тибетец - Норбу Тинлей, которого я знаю много лет, говорит, что у китайцев сейчас очень серьезные разногласия внутри ЦК КПК, - три воюющих за власть клана не прекращают соперничество. Нынешний клан "ястребов революции" пока побеждал в выборах несколько раз, но остальные два тоже рвутся к власти, расчетливо проводя миролюбивую политику по отношению к тибетцам. Посмотрим, что дадут Тибету эти выборы.
Конечное итоговое впечатление о поездке.
Тибет очень разный, по климатическим зонам, архитектуре, людям, одежде, наречиям, устройству повседневной жизни. Китайским чиновникам не удастся удержать ситуацию в Тибете теми репрессивными мерами, которыми они пользуются сейчас, все скоро изменится к лучшему и это только вопрос времени, изменения происходят прямо сейчас".
В следующих постах мы опубликуем фотоальбомы, иллюстрирующие этот рассказ.
Хочу отметить этот музей, как обязательный к посещению в этом городе. Там огромное количество медицинских танок, но самое главное, это написанная в потрясающей технике танка, лентой расположенная на стенах в виде нескончаемого лабиринта. Длина не поддается подсчету, пройти ее всю неспеша можно за 1,5 часа. Танка начинается происхождением Тибета, показывая древнее море и первых потомков тибетцев обезьян. Продолжая описывать древние племена, первых королей Тибета, зарождение буддизма, все школы буддизма и учителя, все святые и йогины, все божества и защитники. Удивительно! По этой ссылке вы можете немного увидеть как это выглядит. 
Продолжение, по мере публикации я буду перетасквать сюда.