суббота, 6 октября 2012 г.

Грибные редкости


Давно не попадалось ничего такого интересненького. Во-первых, Sarcodon imbricatus или по-нашему Ежевик Пестрый. Гриб не то, чтобы очень редкий, но видел я его всего несколько раз в жизни. Живет в сосновых лесах, предпочитает темные и сырые места, но без подлеска, травы и мха. Вырастает очень большой. Растет крупными колониями. Попадается редко, но ни в какие красные книги не занесен. Не смотря на то, что чешуйки на шляпке выглядят мощными и мясистыми, по мере созревания гриба они отпадают и шляпка становится гладкой. Тем не менее перепутать этот гриб невозможно ни с каким другим из-за удивительного гименофора (того, что под шляпкой). Там нет привычных пластинок или трубочек -- там щетка из иголок.



В наших краях из грибов с подобным геминоформ мне попадался только Ежевик желтый (Hydnum repandum), не менее редкий и совсем не похожий на саркодон. Его скорее можно перепутать с рыжиком или лисичкой. Теоретически еще в европейских лесах встречаются ежевики Sarcodon glaucopus и Sarcodon glaucopus с темнеющей книзу зеленоватой ножкой и Sarcodon scabrosus с мягкими прижатыми чешуйками, которые считаются несъедобными из-за горечи. Но мне ничего подобного ниразу не попадалось. Мякоть гриба мясистая и сочная, отлично сохраняет упругость при варке и объем при жарке. Но главное, гриб исключительно ароматный с тонким и совершенно особенным запахом. Я высушу свои саркодоны, чтобы зимой украшать супы с белыми грибами. 

Во вторых кто-то из рода  Ramaria Abienta или по-нашему Оленьи рожки или Рогатик. Он попадался мне раньше много раз и я его никогда не брал, поскольку он очень хрупкий и везти домой маленький одинокий коралл мне представлялось странным. Его нашла Оля и очень порадовалась ему: «У нас дома в горах такие росли, мы собирали их и жарили, очень вкусно. Они росли огромными кустами, размером с голову, целыми полянами. Срезать один гриб и полное ведро!» Но нам попалось несколько маленьких. Мы привезли один, чтобы законсервировать его глицерином и поставить в «красном углу», напоминать Оле о пиниях западных предгорий Кавказа.

ПС. Спасибо Даше, я 20 лет пребывал в заблуждении, твердо зная, что это Hericium coralloides, как мне когда-то рассказали в Никитском саду. Хе-хе.